Gallery KinoGallery KINO Logotype
6 - 15 ноября 2013 года

Стас ЖАЛОБНЮК


живопись/коллаж



Вернисаж для прессы и гостей 5 ноября (вторник) в 18.00

Впервые в Москве будет показана персональная выставка украинского художника Стаса Жалобнюка. У себя на родине он уже хорошо известен. Многочисленные и весьма показательные выставки, начиная с молодежной 1998 года (Одесса) и некоторые персональные (2006-2013 гг.) представили зрителю сложившегося профессионального автора. В галерее «КИНО» будет представлено более 30 работ (живопись/коллаж), созданных художником в разные годы.

Организатор этого проекта Эдвард Бардах, принимающий активное участие в жизни и творчестве художника, отслеживающий все показы его работ, принял решение показать некоторые из них московскому зрителю, руководствуясь при отборе собственным вкусом и желанием показать разнообразие творческих поисков художника. Для метода Стаса Жалобнюка характерна работа над циклами или сериями, объединенными сквозной темой и общим стилистическим единством. Таковы циклы «Броненосец Потёмкин», «Очевидцы», «…И голуби», «Из любви к попугайчикам» и др. Легко вычленяются работы, связанные с поисками одухотворенности, интеллектуальной наполненности и многозначности. Таковы его натюрморты «Вид с Капитолийского холма», «Воспоминания о Вене», «Испанская коррида».

Отдельное место занимает постоянно пополняющийся ряд работ, связанный с образами наиболее известных деятелей культуры и искусства XX и XXI века, в том числе Дамиена Хёрста, Вуди Аллена, Джона Малковича, Александра Вертинского.

Интересны и попытки художника работать над образами крупных современных политиков, чья деятельность и образ жизни активно освещались в СМИ и телевидении. Это и Билл Клинтон, Николя Саркози, Бенито Муссолини.

Один из последних циклов посвящен фильму Сергея Эйзенштейна Броненосец Потёмкин, прославившему Одессу с ее узнаваемыми архитектурными памятниками и ставшему одним из запоминающихся визуальных брендов Одессы. Пространство времени для Стаса Жалобнюк не разделяется на прошлое, настоящее и будущее. Для него важен взгляд современного человека на события прошлого, и эта сегодняшняя реальность всегда присутствует в работах, - то в виде коллажных вклеек, то отдельных деталей, не связанных с темой работ, но придающих им острое современное звучание. Это как бы отдельные кадры из прошлого и настоящего, которые художник неожиданно, а порой иронично соединяет в рамках одного полотна. Многие работы вызывают у зрителя яркий и неожиданный поток ассоциаций. Наряду с замыслом художника, эти ассоциации становятся неотъемлемой частью данного образа. Возможно, именно поэтому все, кто пишет о творчестве Стаса Жалобнюка это люди, так или иначе связанные с миром и проблемами искусства: философы, поэты, актеры, коллекционеры. Каждый из них находит в его произведениях темы и пластические решения, созвучные себе. Так Феликс Кохрихт описывает образы из серии «Очевидцы»: «Безликие Фигуранты. Бессловесные Крикуны. Безголовые Гордецы. Безглазые Очевидцы».

Ута Кильтер – артритик и киноактриса акцентирует внимание зрителей на одесских корнях творчества С.Жалобнюка: «А как одессит автор думает быстро, понимает ещё быстрее, но и создаёт свои полотна довольно-таки быстро тоже (тщательно их вне холста продумывая), он их РЕАЛИЗУЕТ. Т.е. каждая отдельная тема задает ей свойственный художественный язык». Другие авторы, отталкиваясь от произведений художника, создают собственные литературно-поэтические и философские тексты.

Стас Жалобнюк при всем разнообразии тем и образов в своем искусстве остается, прежде всего, станковистом – мастером композиционного построения, художником, великолепно владеющим мастерством работы с поверхностью холста, умеющим оперировать сложными цветовыми сочетаниями. Его «умная» живопись наверняка найдет отклик у эстетов и интеллектуалов, органично чувствующих себя во всем художественном и культурном пространстве от Возрождения до нынешних дней. Именно поэтому, очевидно, работы художника находятся в частных коллекциях столь разных по своей направленности. К первому показу творчества Стаса Жалобнюка в Москве организатор выставки Эдвард Бардах приурочил издание альбома. В организации проекта принимал участие известный московский коллекционер Михаил Алшибая.

Стас Жалобнюк

1976 - родился в в Одессе
2001 - окончил одесское художественно-театральное училище им. М.Грекова, отделение живописи
2006 - член национального союза художников Украины.

Начиная с 2000 года, Стас Жалобнюк участвовал почти во всех крупнейших украинских проектах, таких как Всеукраинская художественная выставка и Львовский салон.

С 2010 года Стас Жалобнюк также принимает участие в различных проектах как куратор.

Основные персональные выставки

2006 - «Арт-Киев», Украинский дом, Киев
2008 - галерея «Автограф», Одесса
- «Арт-Киев», Украинский дом, Киев
2009 - «Kunstart'09 6th International Art Fair of Bolzano», г.Больцано, Италия
- «Odessa - Bolzano», Всемирный клуб одесситов, Одесса
- «Топография безразличия», галерея «Yatlo», Одесса
- «Очевидцы», «Арт-Киев», Украинский дом, Киев
- «Совместный проект», галерея «Yatlo», Одесса
- «Цветы зал», Всемирный клуб одесситов, Одесса
2010 - «Совместный проект», галерея «Yatlo», Одесса
2012 - «Предчувствие Исаака», Еврейский Культурный Центр, Одесса
- «Вещественные доказательства», Всемирный клуб одесситов, Одесса
- «Весна двенадцатого года», Одесса
2013 - «Из любви к попугайчикам», галерея «Квартира 10», Одесса

Произведения находятся в Музее современного изобразительного искусства (г. Киев), Одесском художественном музее, Музее современного искусства г. Одесса, частных коллекциях Украины, Германии, Китая, США.

Куратор проекта: Елена Юренева

СТАС ЖАЛОБНЮК

Некоторые мысли о глобализации и автономности в современном искусстве

Совсем недавно на вопрос, что означает понятие «современный художник», моя знакомая, известный художник и куратор, ответила просто: «Современный художник не пользуется кистями и красками». Тема «смерти картины» давно меня волнует. Подобно тому, как в конце 20-х годов ХХ века Климент Гринберг объявил фигуративную живопись «китчем», сегодня многие кураторы и арт-критики провозгласили «китчем» картину вообще. Современные «медиа» визуальных искусств включают инсталляцию, перформанс, видео-арт и целый ряд иных художественных практик, но при этом встает важный, особенно с точки зрения коллекционера, вопрос: как хранить и коллекционировать эти «произведения»? «Архив» - одно из ключевых понятий современного искусства. Сам по себе архив как история жизни, фрагмента жизни, история возникновения и развития какой-то идеи может представлять собой «произведение искусства». Таким образом, «стирание граней», столь характерное для современного этапа развития искусства (граней между художником и куратором, куратором и арт-критиком, наконец, между автором и зрителем художественного произведения) приводит к стиранию еще одной грани – между собирателем произведений и художником.

К чему я привел все эти довольно унылые и, в общем-то, не такие уж свежие рассуждения? Дело в том, что как бы мы ни погружались в глубины современных «медиа» визуального искусства, нам никак не удается уйти от «картины». Конечно, можно хранить «архив» в виде электронных файлов, но тогда коллекция вообще теряет всякий смысл. Экспонирование – всегда возникновение картины. В данном случае я имею в виду наиболее широкое толкование понятия «картина» - а именно проекцию на двумерной плоскости. Инсталляция трехмерна, но хранить ее в таком виде бессмысленно и невозможно. Ее можно время от времени воссоздавать, но в любом случае важнее эскиз инсталляции, датированный и подписанный художником, так же, как документация перформанса в виде фотографии или даже живописи, что делают сейчас некоторые известные мастера этого жанра. Таким же образом проекция видео на экран или фиксированные «стоп-кадры» в виде «принтов» - тоже «картина».

Так, может быть, и не стоит гнаться за новейшими «медиа» современного искусства? Возможно, оставаясь в традиционных рамках «станковизма», удастся «пережить» бум компьютерных технологий в современном искусстве? В конце концов, традиционная «картина» существует вот уже 35000 лет (таков возраст наскальных росписей пещеры Ласко). Некоторые вполне современные художники исповедуют эту концепцию, и среди них, очевидно, - одесский художник Стас Жалобнюк. Вопреки лаконичному определению моей знакомой он не отказался от кистей и красок, но при этом созданное им на холсте, как мне кажется, абсолютно соответствует тому, что принято называть «современным искусством». Конечно, Жалобнюк бесконечно влюблен в тот «крутой замес» красочных медиа, который мы называем живописью, и он не желает вырываться из традиции, а в то же время его картины – не совсем «картины» в традиционном смысле, хотя среди них имеются натюрморты, обнаженная натура, портреты, интерьеры, пейзажи. В живописных работах Стаса ярко выражен концептуальный момент, и не только потому, что некоторые его холсты содержат тексты. Важен подчеркнутый эффект «коллажности» его изображений, парадоксального подчас сочетания в них, казалось бы, несочетаемых элементов. Банка «килек» прямо перед лицом прекрасной девушки; полуобнаженный, несколько порнографичный женский торс на фоне знаменитого кадра с лестницей и коляской из фильма «Броненосец Потемкин». Об этом цикле картин Жалобнюка надо сказать особо. Дело не только в том, что, подобно любому современному художнику, Стас постоянно рефлексирует на темы истории культуры и искусства, что особенно явно видно в этом цикле. Здесь есть и ностальгия по впечатлениям детства, и некие размышления над судьбой культуры, страны, города, где он живет.

Я не буду вдаваться более глубоко в смысловую и образную структуру полотен Жалобнюка. Важно просто отметить, что такая структура существует, она трудно вербализуема, возможно, и для самого автора, но абсолютно очевидно, что работы Стаса не случайны, в них содержится некий смысл, его вещи крепко связаны между собой единством и оригинальностью художественной манеры. В каком-то смысле творчество Жалобнюка – возвращение к Логосу, а этого именно нам сегодня не хватает в постмодернистской иронической парадигме, где все мы существуем. Известный куратор и арт-критик Дэвид Эллиотт говорит о «вирусе искусства», думаю, что в действительности его лекции рассказывают о вирусе «массовой культуры». Эллиотт начинает с демонстрации изображения реального вируса, как он выглядит под электронным микроскопом. Проникая в клетку, вирус внедряет свою РНК в ее геном, заражает ее, и за этим следует бесконечное размножение однотипных больных клеток. Так называемое «современное искусство» в абсолютном большинстве случаев настолько однотипно, настолько схоже в разных странах, с различной художественной культурой и традицией, сделано по одному и тому же рецепту, что просто становится скучно. Выдающаяся личность художника обладает иммунитетом против вируса художественной глобализации. Таким иммунитетом обладает Стас Жалобнюк. Его творчество автономно, своеобразно, каким всегда является настоящее творчество, и мы должны быть благодарны Эдварду Барлаху за то, что он открыл нам этого художника.

Михаил Алшибая





РАБОТЫ С ВЫСТАВКИ

АДРЕС ГАЛЕРЕИ



Россия, г. Москва, 121069, улица Малая Молчановка, дом 8, строение 2
Выставка открыта ежедневно с 12 до 19 часов, выходные: воскресенье и понедельник
Телефон: +7-495-691-91-15






< ВЕРНУТЬСЯ В РАЗДЕЛ ПРОЕКТОВ 2013 ГОДА