Gallery KinoGallery KINO Logotype

ХУДОЖНИКИ / Гурам Доленджашвили

Гурам Доленджашвили

Карандаш. Почти все, созданное художниками в мировой культуре, начиналось с карандашного рисунка. Тонко очерченный грифель обозначит контур, противопоставит темное и светлое, построит композицию, выявит объем. Можно бесконечно рассматривать рисунки детей, поражаясь их фантазией, смелостью, их завораживающей «неумелостью». Рисунки «старых» мастеров, напротив, поражают отточенной виртуозностью, разнообразием технических приемов, динамикой линий, штрихов, точностью точек, богатством растушевок. Старые листы хранят все секреты великих художников, помогая исследователям определить автора, уточнить датировку, проследить ход мысли художника, разрабатывающего сценарий и композицию будущего полотна. Графический рисунок может быть наброском, а может стать полноценным законченным произведением, в котором нельзя ничего изменить, не нарушив сложившуюся гармонию. Гурам Доленджашвили начинает свою работу с рисунка и заканчивает ее рисунком же. Карандаш-это все, чем он пользуется при создании своих произведений. И не важен размер листа - от небольшого (35х35) до громадного, больше напоминающего натянутое на подрамник полотно. На белой плоскости бумажного листа Гурам (так предпочитает называть себя мастер) начинает строить сантиметр за сантиметром свой мир, сотканный из черного и белого, светлого и темного, близкого и далекого, объемного и плоского.
Рассматривая его графические листы, постепенно забываешь об их черно-белом решении. Кажется, что они полноцветные, что здесь теплые тона лета или осени, там поджаристый бок керамики или зеленоватость старого дерева. Градации от черного к белому столь разнообразны, что вполне могут заменить цветовой ряд. Разглядывая работы Гурама через лупу, а именно с ее помощью художник добивается этой поразительной точности каждого прикосновения, каждого штриха, находя для них точное, раз и навсегда определенное место, трудно поверить, что человеческий глаз может так безошибочно определить координаты миллионов этих точек, штрихов и линий. И не только добиться абсолютной гармонии, но и создать завершенный художественный образ. Без этой сверхзадачи - создания художественного образа – графические полотна Гурама были бы пусть и поражающими наше восприятие, но все же опытами пресловутого Левши. Гурам строит свои картины по законам жанра, то придвигая изображение к зрителю, то уводя его вглубь. Его послушный карандаш подчеркивает объемы, передает разные фактуры, заставляя зрителя почувствовать легкость облаков и пушистость снега, текучесть воды и тяжесть камня. Гурам любит и понимает природу, он давно понял философию мироздания, открыл секреты стихий, расшифровал язык, на котором человек говорит с Богом и созданным им миром. Именно поэтому его пейзажные работы столь монументальны и могут выдерживать любое увеличение.
Пейзаж занимает отдельное и, пожалуй, главное место в творчестве Гурама. Ему одинаково близки и русское раздолье и родная Имеретия, Сахалин и Чукотка, Курилы и Беломорье, Прибалтика и Дагестан. Планшеты художник носит повсюду, куда его забрасывает неугомонный характер, жажда новых впечатлений, поиск новых тем и сюжетов.
Для выставки в галерее «КИНО» мы отобрали две графические серии-пейзажи России и Имеретии, слегка разбавив экспозицию жанровыми работами и натюрмортами, законченными лишь недавно и еще не показанными широкому зрителю.
Гурам - художник-интернационалист. Его работы принадлежат уже ни грузинской культуре, ни русской (бывшей советской), а мировой. Работы этого фантастического графика сегодня находятся в музейных собраниях по всему миру, украшают самые знаменитые европейские и американские частные собрания. Коллекционеры ценят работы Гурама прежде всего за уникальность (ни одна работа не была повторена), за высочайший профессионализм, отсутствие конъюнктуры и подверженности моде, за верность лучшим традициям реалистической школы 19-начала 20 века.
Воспринимающий мир в его первозданной красоте и гармонии, Гурам как бы поднимается над преходящими политическими и социальными противоречиями, изображая мир таким, каким он должен быть - без войн, без разрушений, без боли. Это не означает, что поиски экспрессии, выразительность драматизма ему чужды. Человек, столь тонко чувствующий природу, не может быть равнодушным к человечеству. Но Гурам предпочитает показывать мир гармоничным, обращаясь ко всему Человечеству с призывом отказаться от насилия, от несправедливости и сохранить такое хрупкое и такое прекрасное равновесие Мироздания.
Более двадцати новых и более ранних работ будут представлены в галерее « КИНО» наряду с монографией о художнике и фильмом, где работы Гурама демонстрируются под музыку Бетховена и Баха, Шуберта и Свиридова. Романтичность, присущая творчеству замечательного художника, «маэстро карандаша», возвышенность чувств и искренность отношения к миру и людям с помощью музыки становятся еще более очевидными.
Карандаш. Он опять в чутких пальцах этого непревзойденного рисовальщика. С него все началось, им все и закончится.

ВЫСТАВКИ В ГАЛЕРЕЕ «КИНО»

НЕСКОЛЬКО РАБОТ ХУДОЖНИКА



< ВЕРНУТЬСЯ В РАЗДЕЛ ХУДОЖНИКОВ