ХУДОЖНИКИ / Сергей Максютин
Сергей Максютин в поисках первоматерии.
В последнее десятилетие двадцатого века Максютин с удовольствием сочинял сложные иносказания, строил «концептуальные» композиции, среди которых самой радикальной был многочастный четырехметровый «Золотой треугольник», написанный в 1996 году. Отдельные квадратные компартименты этого иносказательного «алтаря» представляют собой портреты, натюрморты, пейзажи, изображения игральных карт и символических сцен с многозначительными предметами. Понимающие зрители могли догадаться, что подтексты, эрудиция и прочие приманки вольноотпущенников вовсе не исчерпывают горизонты художника. Он писал еще в 1990-е годы такие картины, которые странным образом разворачивали наше внимание совершенно в другую сторону. Картины Максютина стали говорить о вещах трудноописуемых, немых и даже, можно сказать, дочеловеческих: о том, как растекаются и кристаллизуются на холсте краски, как прозрачные лессировки лукаво прикрывают более светлые подмалевки.
Мастер освобождался от дискурса и нарратива, требовал воли и бесконтрольности, а потому начал писать стихии жизни, прямо глядя глаза в глаза. Он стал писать воду и воздух. Иначе говоря, отказался не только от повествовательности и «намекательности» своих прежних работ, но и от жанровых рамок живописи. Он продолжает писать кистью на холсте, как самый традиционный художник, однако то, что он делает – это уже не пейзажи, натюрморты или повествовательные картины с фигурами, а большие и малые холсты, на которых запечатлены потоки воды, сквозь которые можно различить песок или камушки на дне, и облачные массы, за которыми мелькают куски синего неба и в которых угадываются воздушные течения небесных ветров.
«Воды» и «облака» полностью захватили его, а результаты отчасти порадовали художников- друзей, отчасти озадачили их. Действительно, глазу человеческому не за что зацепиться: не имеется ни переднего плана, ни линии горизонта, от которых наше зрение отсчитывает дистанции. Если же в потоках воды узнаются предметы и даже как будто мелькают рыбки, то это мимолетные, исчезающие, непостоянные точки, а не твердые опоры. Форматы картин подчас сильно вытягиваются в длину, утрачивая привычные для картин соотношения ширины и высоты. Вода течет по горизонтали, подчиняясь закону всемирного тяготения, действующего сверху вниз.
Глядя на бесцельные водовороты струй, на мерцания волн, рябь и брызги, нет никакой возможности верить в то, что наши априорные и непроходимо дуалистические формы сознания (материальное и духовное, верх и низ, смысл и бессмыслица, слово и безмолвие) имеют отношение к онтологическим основам существования. То самое, из чего мы в основном и состоим, чем мы дышим и благодаря чему существуем, имеет иные законы: законы парения и растекания, ленивого замирания в тихой заводи и беспокойного бурления струй. …
... Кто-нибудь когда-нибудь обязательно разглядит, что художникам все интереснее становится не какая-нибудь значимая история, не умная цитата, не прикосновение к старой иконографии, не концептуальное перекодирование иконографий, а счастье вольного первочеловека, которому никогда не надоест смотреть на воды текучие и озера тихие, неудержимые и неописуемые причуды облаков в небесах. …
…Мастер продолжает гордиться тем, как умно и ловко он придумал и написал свои неосимволистские картины прошлых лет, но после создания своих первых «Вод» и «Облаков» он стал говорить о себе прямо и бесхитростно: «Я – художник первоматерии». Это правда.
Александр Якимович
Сергею Максютину
«Тихой реки гладь,
с веток плакучий свет…
Пишешь пейзаж – глядь!-
Выходит автопортрет Бога».
Вера Павлова
СЕРГЕЙ МАКСЮТИН родился в 1956 году в г. Мамонов Калининградской области.
1962-1973 - проходил обучение в студии Е.Н. Володиной
1981 - окончил Московский архитектурный институт
С 1984 - член Московского Союза Художников
Живет и работает в Москве
ОСНОВНЫЕ ВЫСТАВКИ
1988
Выставка произведений советских художников (С. Максютин, В. Наумец, Н.Хрущ, Е .Медведева, В. Лысаков). Балдерскалде, Копенгаген, Дания
"Русская ментальность". Вена, Австрия
Персональная выставка (совместно с И. Корсаковой). Шлоссгалери, Регенсбург, Германия
1991
APT МИФ 1. Галерея Рама-Арт, Центральный дом художника, Москва
"Золотая кисть". Центральный Дом Художника, Москва
1995
Персональная выставка. Галерея Кросна, Москва
1997 – Выставка московских художников. Музей «Останкино», ассоциация московских галерей. Москва, Россия
2001- Персональная выставка «Книга в ширмах» (поэзия Веры Павловой).
Галерея «Сегодня»
2001- персональная выставка в «проекте ОГИ»
2003- групповая выставка в Лондоне, приуроченная к приезду Президента России в Великобританию. The Dorchester Hotel, London.
С 1995 года участвовал в благотворительных аукционах «Операция улыбка»
«Сотбис» в Москве и в благотворительном аукционе «Горбачев-фонда» в пользу института детской гематологии и трансплантологии имени Р. М. Горбачевой.
ВЫСТАВКИ В ГАЛЕРЕЕ «КИНО»
< ВЕРНУТЬСЯ В РАЗДЕЛ ХУДОЖНИКОВ