Gallery KinoGallery KINO Logotype

ХУДОЖНИКИ / Иван Суриков

Иван Суриков

«Если бы Иван Суриков не писал картины-иконы, его обитание на канарском острове Тенерифе осталось бы всего лишь деталью, пусть и забавной, его биографии. Но поскольку художник, взявший себе творческое имя Ваня, претендует на создание некоего пара-религиозного культа – культа святого Вани, его место жительства может рассматриваться как часть этого утопически-художественного проекта, современная интерпретация традиции отшельничества. Как в стародавние времена отшельники-монахи группировались вокруг какого-нибудь монастыря, так и наш герой попал в орбиту особой художественной «секты», дислоцирующейся в горах Тенерифе, и известной в миру как проект «Марипоса». Этот кусок земли, где в пейзаж вписаны произведения современных художников и где находятся их мастерские-«кельи», по своему устройству и замыслу и в самом деле отчасти напоминает монастырь. Во-первых, это закрытая для посторонних зевак и туристов территория – чтобы попасть туда, надо получить благословение «настоятелей» - основателей – четы немецких галеристов. Во-вторых, деятели искусства приезжают сюда не просто в творческую командировку, а за медитацией и просветлением на природе, вдали от цивилизации. И, в-третьих, производимые в Марипосе произведения искусства по определению должны обладать особым качеством – это не столько декоративная парковая скульптура или архитектура, но инструмент для достижения особых состояний духа, размышлений, созерцания и философствования.
Этим качеством обладают и произведения Ивана Сурикова, сделанные в Марипосе. Это, прежде всего Дом Тишины, что-то среднее между хижиной, кельей и часовней. Небольшой домик, покрытый бамбуковой крышей, предназначен для созерцания одной картины-образа – символа веры Ивана Сурикова. Арт-паломнику предлагается скамеечка особой конструкции из благородного дерева – благодаря которой зритель, даже сидя преклоняет колени и застывает в близкой к молитвенной позе – в чем можно увидеть контаминацию разных религиозных традиций почитания святынь, и одновременно доведенную до чистоты символа светскую традицию «показов» в мастерской художника, уже давно превратившуюся в особый ритуал. Точно так и сама картина-икона в Доме Тишины сочетает в себе разные изобразительные традиции – на первом месте тут конечно, канон православной иконы, но есть и элементы из индуизма, буддизма и даже ислама. И это объяснимо – ведь культ, придуманный Иваном Суриковым, посвящен Художнику мира. Своего святого Иван Суриков изображает вместе с Христом и Лениным, но ставит его выше, что, очевидно, может служить метафорой популярной идеи, что искусство выше и религии и политики. У нового святого есть и свой особый знак – как рядом с Георгием Победоносцем всегда изображается дракон, так и святой Ваня несет свой крест – золотую кисть. Этот символ творчества присутствует во всех работах Ивана Сурикова, оборачиваясь то куполом-маковкой православной церкви, то мощным минаретом, то золотой мандалой, то нимбом, то свечкой, то купелью. А в сочетании с полумесяцем – еще один знаковый для художника элемент - она и образует крест. Кисть и полумесяц можно увидеть в орнаментах, которыми художник расписал стены ограды в Марипосе, но в этом случае они складываются в новый мотив – ладья и небесный свод. В этот условный пейзаж вписано житие святого Вани, путешествующего в своей ладье и осененного кистью-куполом. Художник мира отмечен и особым стигматом – всевидящим оком на подошве ноги, что также можно расценивать как знак вечного странничества. Художнический крест-кисть помещен и в центр своеобразного алтаря, созданного Иваном Суриковым в Марипосе. Восьмиугольная площадка, выложенная мрамором, контрастирует с природной каменистой почвой острова и обозначает особое сакральное место. Здесь осуществляется еще одна метафора – приношение жертвы на алтарь искусства. Впрочем, автор в этом смысле не кровожаден – по его мысли, на этой площади можно и просто танцевать под открытым небом. Любопытно, что это единственное столь монументальное произведение на территории Марипосы, похожее на раскопанный археологами фрагмент площади древнего города с загадочной мозаикой. И единственное, напоминающее о первоначальном замысле немецких меценатов – выстроить на Тенерифе целый город художников, замысел, отсылающий к легенде об исчезнувшей Атлантиде. В русской национальной мифологии аналог Атлантиды – исчезнувший под водами град Китеж, но в современной России никто не делает попыток создать нечто подобное «Марипосе»…. Проект пара-религиозного культа святого художника органичнее смотрится в интернациональном контексте, более лояльном к такого рода идеям. Хотя конечно, этот проект имеет укорененную в русской почве культурную генеалогию. Тут и русские сказки с главным героем – блаженным Иваном-дурачком, и отрок Варфоломей со знаменитой картины Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею», и амбиции русского авангарда, мыслившего творческие преобразования в мировом масштабе – тут уместно вспомнить о поэте Велимире Хлебникове, объявившем себя Председателем Земного шара, и о массе художников революционной эпохи, пытавшихся найти синтез коммунистической и христианской идеологии. Так, например, впервые Ленина с нимбом изобразил художник Клемент Редько в картине начала 20-х годов «Восстание», хранящейся в Третьяковской галерее. В СССР, стране победившего атеизма, поиски нового сакрального художественного языка велись в неофициальном искусстве, в качестве примера можно привести отсылающие к иконам композиции 1960-х-1970-х годов художника-мистика Михаила Шварцмана, названные автором «Иературами». Героем собственного культа сделал себя и художник-примитивист Леонид Пурыгин, изображавший свое житие в картинах, повторяющих формы икон-складней, и подписывавший свои работы «Леня Пурыгин гениальный из Нары». Обожествление автора, и превращение его в персонажа собственных произведений – одна из любимых игр искусства 80-х – этой теме была посвящена большая выставка в Центральном доме художника в Москве в 1994 году - «Художник вместо произведения», где в частности фигурировали и работы группы «Чемпионы мира», принадлежащей к тому же поколению, что и Художник мира Ваня. Но если «Чемпионы» подавали себя как былинных героев, или спортивную команду, совершающую некие масштабные подвиги, то Художник Мира – это по большей части созерцатель и философ. Сочетание в творчестве Ивана Сурикова одновременно и утопического, и игрового начала, его синтез национальной мифологии с интернациональным к ней отношением и обеспечивает ему особое место в географии современного искусства».
из статьи Милены ОРЛОВОЙ к каталогу выставки Ивана Сурикова
"Ваня – посредник между культурами" 30.08.2008 – 11.10.2008
Музей Икон Франкфурт на Майне
ИВАН СУРИКОВ (ВАНЯ - ХУДОЖНИК МИРА)

ИЗБРАННЫЕ ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ

1995 Galerie Hans-Jurgen Muller, Stuttgart
1996 Galerie F&M Schwarz, Koln
1999 Galerie Sebastianskapelle, Ulm
2000 Hospitalhof, Stuttgart
2004 Galerie Lee Colins, S.C. de Tenerife
2008 Ikonen-Museum, Frankfurt am Main

ВЫСТАВКИ В ГАЛЕРЕЕ «КИНО»

НЕСКОЛЬКО РАБОТ ХУДОЖНИКА



< ВЕРНУТЬСЯ В РАЗДЕЛ ХУДОЖНИКОВ