Gallery KinoGallery KINO Logotype

ХУДОЖНИКИ / Юрий Ларин

Юрий Ларин

ЮРИЙ ЛАРИН(1936-2014)

 8.05.1936 - родился в Москве в семье видного государственного деятеля Николая Ивановича Бухарина и Анны Михайловны Лариной;
1938 - 1946 - после ареста родителей воспитывался в семье родственников – Бориса Израилевича и Иды Григорьевны Гусман;
1946 - после ареста Б.И.Гусмана с десятилетнего возраста воспитывался в детском доме под Сталинградом (Волгоград); уже с детства проявилась унаследованная от отца склонность к рисованию (известно, что Н.И.Бухарин был одаренным художником-любителем);
1956 -  в возрасте двадцати лет, когда А.М.Ларина вернулась из сталинских лагерей, впервые узнал имя своего отца - Н.И.Бухарина;

1958 - окончил Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт, куда поступил под влиянием приемного отца - Б.И.Гусмана;
1958-1960 - работал инженером-гидротехником на строительстве Саратовской ГЭС и в проектных организациях; перенес туберкулез;
1960 - вместе с матерью А.М.Лариной получил разрешение вернуться в Москву; начал заниматься в Заочном народном университете искусств им. Н.К.Крупской на факультете рисунка и живописи (педагог А.С.Трофимов);
1965-1970 - Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское), вечерний факультет художественного конструирования (промышленный дизайн), учителя - профессор И.В.Ламцов, профессор Г.М.Людвиг, доцент В.Л.Пашковский; тема дипломной работы – «Земснаряд»; начинает работать как профессиональный художник;
1970-1986 - преподает в Московском художественном училище памяти 1905 г.; здесь начинается долгая творческая дружба с В.А.Волковым, сыном выдающегося советского художника А.Н.Волкова. Женится. Жена – Инга Яковлевна Баллод, архитектор по образованию, писатель и журналист;
1970-1974 - работает с натуры над пейзажами (акварель и масло). Работа ведется в традиционно-реалистическом направлении, основная задача – как можно точнее передать различные состояния природы («пейзажи состояния»);
1972 - рождается сын Николай;
с 1972 - участвует в московских, российских и всесоюзных выставках;
2-я половина 70-х -  пишет портреты, натюрморты, натуру, продолжая писать пейзажи;
1974 - творческая поездка на Кубань в составе выездной группы Союза художников РСФСР, создание акварельных пейзажей местной природы, которые положили начало циклу «Кавказ»; все более упорно работает над созданием собственного формального языка (см. письмо Ю.Ларина В.Страда);
1975 - первая поездка в Дом творчества Союза художников «Горячий Ключ» (Краснодарский край), создание новых акварелей кавказского цикла;
1976 - конец натурного периода. Для творческого развития художника переломным этапом стала работа в подмосковном Доме творчества «Челюскинская». С этого времени пейзажи, а также портреты и натюрморты пишет по памяти. Используя в работе лишь небольшие карандашные наброски, сделанные с натуры. Длительные прогулки в окрестностях Челюскинской, поездки в Абрамцево, на Клязьму дали мощный толчок развитию серии подмосковных пейзажей;
1977 - вступление в МОСХ СССР;
- «Акварели Ю.Б.Ларина – это мир искренних взаимоотношений художника и природы. Сюжеты его работ чрезвычайно просты, бесхитростны, но за ними встает своя концепция видения: живая природа организуется глазами художника в цельные массы светоцветового пространства, создания человека – корабли, краны, мосты -, напротив, приобретают мягкий, добрый вид; растворенные в среде, они становятся частью целого, поэтически современного и художественно убедительного образа» (В.А.Волков. Из рекомендации, данной  в 1975 г. Ю.Ларину для вступления в члены МОСХ);
-  «Юрий Борисович Ларин представляется мне серьезным и глубоким художником, … зрелым мастером. Его акварели свидетельствуют о колористической одаренности, высокой культуре и понимании материала» (М.П.Митурич. Из рекомендации, данной  в 1975 г. Ю.Ларину для вступления в члены МОСХ);
1977 -  руководит группой молодых московских художников в творческой командировке в Ольский район Магаданской области; создает серию пейзажей магаданской природы;
1980 - в письме Витторио Страде окончательно обосновывает теоретическую часть своего художественного метода, впоследствии названного им самим концепцией предельного состояния;
конец 1970-х - начало 1980-х - четыре года посвятил переводу основных глав книги профессора Принстонского университета С.Коэна о Н.И.Бухарине. Переводить ему помогал Е.А.Гнедин, для чего они встречались каждый четверг. Впоследствии, при издании русского варианта книги в США ее переводчики Ю.Ларин и Е.Гнедин были указаны под псевдонимом Е. и Ю.Четверговы. Евгений Александрович Гнедин, выдающийся советский дипломат, сотрудник М.М.Литвинова, умер в 1983 году. Ю.Ларин считает его одним из замечательнейших людей ХХ века;
- знакомится с известным московским коллекционером Я.Е.Рубинштейном, который приобретает у художника шесть работ (масло и акварели);
1980 - создает цикл акварелей зимнего Подмосковья, часть из которых будет приобретена Я.Е.Рубинштейном и Русским музеем. В.Волков отметил в работах «новое отношение к свету»;
1981-1982 - вновь работает в Доме творчества «Горячий Ключ». В результате кавказская серия пополняется первыми работами маслом. Длительное общение с природой Кавказа оказало большое влияние на творческое развитие художника;
1982 - первая персональная выставка в Московском драматическом театре им. М.Н.Ермоловой (совместно с Е.Н.Кравченко). Представлены, главным образом, пейзажи последнего десятилетия, написанные в средней полосе России, Краснодарском и Магаданском краях. Выставка и состоявшееся после нее обсуждение «открыли» Ю.Ларина. Знакомство и длительная дружба с тогдашним послом Италии в СССР Джованни Мильуоло;
1979-1985 - в течение нескольких лет во время летнего отдыха работает в Прибалтике. Создает циклы графических акварелей на немецком картоне - пейзажи на конструктивной основе, значительно отличающиеся от московского и кавказского циклов;
1983 - поездка в Армению с близким другом историком Ю.М.Гарушьянцем, результатом которой явилось создание тридцати акварельных листов, продолжающих кавказскую серию;
1985 - в альманахе «Советская графика» появляется первая обстоятельная публикация об акварелях художника, написанная Г.Ельшевской;
- перенес нейрохирургическую операцию; последствием стала утрата силы и сноровки в правой руке;
1987 - первая персональная выставка за рубежом: выставка акварелей в галерее Books&Company Art, Нью-Йорк, США. С этого времени участвует в различных зарубежных выставках;
- смерть жены Инги Баллод;
1988 – реабилитация Н.И.Бухарина, после чего Юрий Ларин смог поменять отчество «Борисович» на «Николаевич»;
1989 - персональная выставка в Центральном доме художника на Крымском валу. Выставлено более двухсот акварелей и работ маслом, показаны серии «Подмосковье», «Кавказ», «Прибалтика», «Армения»;
- женится. Жена - Ольга Арсеньевна Максакова, врач, ведущий научный сотрудник Института нейрохирургии им.Бурденко;
1991 - поездка с женой Ольгой в Абхазию, продолжение работы над циклом «Кавказ»;
1992-1993 - стипендиат Фонда Генриха Белля (Германия). Летом 1992 г. около трех месяцев провел на даче Г.Белля в местечке Лангебройх (Эйфель, Германия). Результатом стало создание серии пейзажей Эйфеля из шести холстов и более сорока акварелей;
1993 - из откликов в прессе на персональную выставку в редакции журнала «Наше наследие»: «Его (Ю.Ларина) взаимодействие с богатствами классического живописного наследия не имеет адресов. Но… его связь с открытиями Сезанна становится очевидной» (Е.Мурина). «Не стала бы ни с кем сравнивать живопись Юрия Ларина, о нем уже сказано «стилистически одинок». Это остается так и сегодня…» (Н.Исмаилова)

1994 - для оформления бывшего кабинета Н.И.Бухарина передает в дар газете «Известия» работу «Река Воря» (в последние годы жизни Н.И.Бухарин был главным редактором «Известий»). «Река Воря» … «кратчайшим путем выражает драматизм моих чувств» (Ю.Ларин);
1994-1996 - дважды ездил по приглашению Микелы Сандини в Италию с женой Ольгой, где были созданы акварели итальянской серии. Они основаны на непосредственных натурных впечатлениях, но как всегда у Ю.Ларина не прямо с натуры, а по памяти. Пейзажи маслом, составившие «Итальянский цикл», писались уже в Москве, в мастерской. В 1997г. «Итальянскому циклу» Ю.Ларина будет посвящена персональная выставка в Государственном институте искусствознания;
1997 - осенью проводит месяц в поселке Орджоникидзе под Феодосией. Пишет акварели на белой бумаге. Позже в мастерской делает серию масляных работ. Тогда же появляются первые пейзажи с человеческими фигурами - работы маслом «Купание в Кратовском озере» и «Дачный вечер»;
1998 - награжден Дипломом Академии художеств за ценный вклад в развитие отечественного искусства;
- нейрохирург, академик А.Н.Коновалов повторно оперирует художника;
- осенью под Звенигородом продолжает акварельную серию русских пейзажей;
1999 - поездка в Гагры (Абхазия). Продолжает работу над кавказским циклом. Создана акварельная серия, в мастерской продолжалась работа маслом;
2000 - летом живет на даче в Кратово, продолжает работу над «Дачным циклом»;
- осень - поездка в Италию,  Басано-на-Тибре (под Римом). Создает серию акварельных работ, продолжающих итальянский цикл; зимой по впечатлениям создает такие работы маслом, как «Большая олива», «Дом Альваро», «Воздушный город»;
2001 - поездка в г.Созополь (Болгария). Создает акварельную серию болгарских пейзажей. Зимой пишет ряд холстов, посвященных Созополю;
2002 -выставка в Болгарском культурном центре; награждается почетной грамотой и памятной медалью министерства культуры Болгарии;
- присуждена Серебряная медаль Академии художеств;
- поездка на Куршскую косу (Нида, Литва). Возвращается к прибалтийской тематике; создает акварельную серию пейзажей Неринги;
2003 - весной совершает кратковременную поездку в Солотчу (Рязанская область); создает небольшой акварельный цикл, а затем в мастерской пишет несколько масляных работ;
- летом продолжает работу на даче в Кратово; пишет пейзажи и композиции с человеческими фигурами;
- раннюю осень художник с женой Ольгой проводит в маленьком каталонском городке Сан-Поль де-Мар; совершает поездку в Барселону, знакомится с ее музеями; по сделанным в Каталонии наброскам создает живописный цикл, посвященный пейзажам Сан-Поль де Мара;
2004-2010 – возобновляет работу над прибалтийскими мотивами, во время летних поездок в Ниду создает серию акварелей и гуашей, посвященных Неринге; зимой продолжает эту работу в технике масляной живописи на основе летних набросков. Летом 2006 г. тяжело заболевает, теряет возможность ходить на большие расстояния. Летом 2007г. - поездка в Светлогорск. По возвращении в новой мастерской пишет несколько холстов, посвященных Светлогорску, портреты, натюрморты;
2011 - июнь проводит под Звенигородом, создает цикл графических работ в смешанной технике;  
- июль-сентябрь - большая персональная выставка в Хлебном доме музея-заповедника "Царицыно";
- сентябрь-ноябрь - выставка "Прозрачность воздуха" в доме-музее Павла Кузнецова (Саратов), где представлены более сорока акварелей из собрания художника и пять работ маслом из коллекции Саратовского художественного музея им.Радищева. Из-за ухудшения здоровья Ю.Н.Ларин не смог быть на этой выставке. Зимой работает дома, пишет маслом на картоне;
2012 - май - вновь переносит нейрохирургическую операцию;
- лето проводит в дачном поселке Малаховка под Москвой, несмотря на нездоровье и практическую  невозможность ходить, много работает. Делает около 30 графических работ в смешанной технике;
- осень работает дома, пишет несколько холстов, создает серию "Цветы" на грунтованном картоне;
15.09.2014 - скончался в Москве          

Основные выставки

1981  - 6-я Всесоюзная выставка акварели, Москва;
1982 - персональная выставка в Московском драматическом театре им. М.Н. Ермоловой (совместно с Е.Кравченко), Москва;
1985 - Всероссийская выставка акварели и рисунка, Ленинград;
1987 - 8-я Всесоюзная выставка акварели, Москва;
 - персональная выставка акварелей, галерея «Books&Company Art», Нью-Йорк, США;
1989 - персональная выставка, ЦДХ, Москва;
 - 13 Биеннале стран Балтийского региона в Ростоке, Германия;
 - персональная выставка русских и немецких пейзажей, Дюрен, Германия;
1992 - выставка русской графики. Галерея «Raissa», Эрфурт, Германия;
1993 - персональная выставка в редакции журнала «Наше наследие», Российский фонд культуры,  Москва;
1994 - персональная выставка акварелей, галерея «Искусство ХХ века», Бонн, Германия;
1996 - персональная выставка портретов и пейзажей, московское отделение Всемирного Банка;
 - персональная выставка «Из итальянского цикла», государственный институт искусствознания, Москва;
1997 - выставка «Русское искусство второй половины ХХ века. Гармония контрастов», Академия художеств РФ,  Москва;
 - персональная выставка «Времена года Юрия Ларина. Из русского цикла», московский государственный музей Вадима Сидура;
1998 - выставка новых поступлений и авторских подарков, Ново-Иерусалимский историко-архитектурный и художественный музей, Истра, Московская область;
- выставка «Образ и преображение в искусстве», министерство культуры РФ, Российский фонд культуры, Москва;
2000 - персональная выставка «Немецкие пейзажи глазами русского художника», галерея «Юнге», Дортмунд, Германия;
 - выставка «Восток и Запад», Ново-Иерусалимский историко-архитектурный и художественный музей, Истра. Московская область;
2001 - выставка, посвященная обнаженной натуре, галерея на Песчаной, Москва;
2002 - персональная выставка «Юрий Ларин. Работы разных лет», болгарский культурный центр, арт-студия «TAGRY», Москва;
2004 - персональная выставка «ЮРИЙ ЛАРИН. Гармония и пластика», Саратовский государственный художественный музей им.А.Н.Радищева;
2006 - персональная выставка «Сан-Поль-де-Мар», редакция журнала «Наше наследие», Москва;
2011 - персональная выставка «Гармония и пластика, творчество художника Юрия Ларина», музей-заповедник "Царицыно", Москва;
- персональная выставка "Прозрачность воздуха", дом-музей Павла Кузнецова, Саратов;
2013 – персональная выставка «Избранное», галерея «КИНО», Москва. Выставка приурочена к публикации большой монографии о творчестве художника. Издание подготовлено на базе журнала «Наше наследие».

Живопись Юрия Ларина  представлена в собраниях многих музеев, в том числе, в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее и в Саратовском государственном музее им. А.Н.Радищева,  а также в частных коллекциях, как в России, так и за рубежом – в США, Германии, Италии, Франции и Болгарии.

 

 



ВЫСТАВКИ В ГАЛЕРЕЕ «КИНО»

< ВЕРНУТЬСЯ В РАЗДЕЛ ХУДОЖНИКОВ