Gallery KinoGallery KINO Logotype
13 - 22 февраля 2013 года

Наташа ТУРКИЯ


живопись



Вернисаж для прессы и гостей 12 февраля (вторник) в 18.00

НАТАША ТУРКИЯ. МОНОЛОГ И ВОПЛОЩЕНИЕ МЕЧТЫ.

Искусство нонконформистов — искусство индивидуальностей. В отношении Наталии Туркия - это верно вдвойне. Ее искусство неотделимо от ее личности, а личность от облика. И дело не в автопортретах, в которые превращаются многие ее персонажи, а в естественности и в неповторимой внутренней цельности автора, его жизни.

Передо мной фотографии 1970-х.: выражение, лицо, облик — где сейчас найти такие лица, такие глаза? Вдумчивость и глубина, в сочетании со свободой, которая переходит даже на внешность, стиль. На фотографиях друзья Наташи Туркия - и тоже удивительные лица. Вспоминаются битники, хиппи, проза Джека Керуака, стихи Аллена Гинзберга. Эпатирующая свобода! И когда! В самый разгар брежневского застоя! И не в Москве, где еще сохранялись определенные «вольности», а в сверхконтролируемом властями Киеве, где чем-либо отличаться от других было занятием весьма опасным.

Первые квартирные выставки в СССР устраиваются с начала 50-х годов - во Львове у Маргит и Романа Сельских, затем, с конца 50-х - в Москве в квартире Аиды Хмелевой, в Одессе — в мастерской Олега Соколова.

Долго не удавалось установить, когда и где состоялась первая киевская квартирная выставка. Сейчас уже известно - она была устроена у Наталии Туркия в 1964 году в доме на Смородиновском спуске. Толпы зрителей, на стенах графика Анатолия Превыша и большой рисунок прямо на штукатурке, который привлекает всеобщее внимание: девушка с огромными глазами обхватившая руками колени — автопортрет Наталии Туркия. Впоследствии, уже перед сносом дома, друзья выпилили этот кусок стены с рисунком и подарили автору. К слову, одним из щедро проявившихся талантов Натальи является ее умение дружить и годами сохранять дружбу. Это редкое сейчас искусство дружбы встречалось среди нонконформистов - у Зои Лерман, Юрия Чарышникова, у Ирины Макаровой-Вышеславской, у Генриэтты Левицкой…

В отличие от неофициальных художников во Львове, Одессе, Москве и Ленинграде - нонконформисты в Киеве были раздроблены на несколько групп, которые иногда даже не догадывались о существовании друг друга. Только сравнительно недавно появились сведения о выставке в 1965 году группы «Нью Бенд», о группе «Киевских анахоретов», о деятельности «Клуба творческой молодежи», о творчестве многих других преследуемых властями авторов. Сообщество друзей, сложившееся вокруг Наталии Туркия было наиболее многочисленным. В него входили и писатели. Собрания сопровождались чтением неизданных произведений. Владимир Алейников вспоминает: «в Киеве нам (участникам московского литературно-художественного движения 1960-х годов «СМОГ» - Г.В.) всегда были рады Марк Бирбраер, Эдуард Рубин, чета О. и З. Пушкарёвых, утонченные знатоки искусства, художники Наталия Туркия, Аким Левич, поэт и философ Георгий Фенерли, прозаик Леонид Коныхов, литературовед Александр Парнис» (Алейников В., “Смелость, мысль, образ, глубина//Другое искусство”, М., 1991, т.1, ст. 282). В отличие от Москвы, где квартирные выставки часто сопровождались продажей произведений работникам иностранных посольств, киевские собрания отличались бессеребреничеством, чистым «служением искусству». К тому же рискованным служением! Некоторые художники лишились работы, были исключены из Союза художников. Известны случаи преследований, арестов, заключения в лагеря.

В 1968 году Наталия Туркия закончила Художественное училище при Киево-Печерской Лавре, в 1969 - 1972 годах работала художником в Киевском Художественном фонде. Примитивизм ее стиля – при совершенном владении профессией - словно сожженный мост между искусством официальным и личностным. Между сделанной по всем правилам неправдой и субъективной искренностью, которая не требует соблюдения классических пропорций. Вспоминаются в этой связи потрясшие весь мир своей “неправильностью” произведения Руссо, Пиросмани, Чонтвари, Генералича, Никифора.

Начало жизни и творческого пути Наташи Туркия связаны с очень своеобразным, отдаленным от центра районом Киева, названным в древности Куренёвка. Похоже, его уютное своеобразие и некая добрая сказочность повлияли на колорит и композиционное построение многих картин художницы. Там, как писал Гелий Аронов:

«дома позволяют себе всякие вольности:
стоят развалившись,
расползаются в стороны,
прячутся во дворах.
И совсем не рвутся в завтра»...

Не только сказочные персонажи картин Наташи автобиографичны и «автопортретны». Пейзажи, деревья, да и сам колорит живописи у настоящего художника всегда являются, как утверждали еще сюрреалисты, портретом внутреннего авторского космоса. Это подтверждает и то, что многие персонажи переходят из картины в картину, живут своей жизнью в том идеально-сказочном пространстве-времени которое являет художница. И тот второй мир, который мы можем видеть на полотнах Наташи, связан радостными нитями-деталями с первым, в котором мы находимся: дома фантастических городов вырастают прямо за нашими окнами, а птица неожиданно обретает облик автора.

Наташа Туркия участвовала во многих выставках - персональных и коллективных, которые проходили в городах разных стран. Она не только участник, но и активный инициатор художественной жизни, создатель успешной галереи в Коктебеле, регулярных выставок с ностальгическим названием «Подзаборные». Ее искусство давно пережило эпоху тоталитарных запретов. Но что удивительно: несмотря на колоссальные изменения в обществе, в государственном строе и общественных ценностях - в личной жизни, да и в самом способе существования художница остается верной своему внутреннему творческому монологу. Своей цельности и сути своего творчества. Суть эту, мне кажется, можно сформулировать так: воплощение доброй мечты. Мечты в сочетании с естественностью и искренностью, о чем уже упоминалось в начале этого текста. И, если мое предположение верно, становится понятной символика автопортретов-птиц - птиц как символов возможностей ничем не сдерживаемой мечты. И особенно птицы со множеством крыльев - сила мечты и ее интенсивность выражена в шести крылах — это полёт серафима!

Глеб Вышеславский

Наташа ТУРКИЯ

1944
- родилась в Киеве.
1968 - закончила Художественное училище при Киево-Печерской Лавре.
1969-1972 - работала художником в Киевском Художественном фонде.

ОСНОВНЫЕ ВЫСТАВКИ:

1964
– самая первая художественная квартирная выставка в Киеве проходит в квартире Наташи Туркия на Смородиновском спуске: выставлена графика Анатолия Превыша и рисунок Наташи углем на штукатурке.
1970-1975 - персональные квартирные выставки в Киеве.
1972 - персональная квартирная выставка в Москве (квартира - подпольная галерея - Ники Щербаковой).
1980-е – 1990-е - член Горкома графиков (Москва), постоянный участник выставок Горкома на Малой Грузинской ул., 28.
1992, июль - участие в выставке 23-х московских художников “ТРАНСИСКУССТВО” (TRANSKUNST), организованной Харольдом Вольфартом в Роттенбурге-на-Таубере (Германия).
2009 - персональная выставка в Музее Грина (Феодосия, Крым).
2010-2012 - один из организаторов и постоянный участник “Подзаборных” выставок в Коктебеле (Крым), которые проводятся дважды в год – в мае и сентябре – силами объединения коктебельских художников “ПОДЗАБОРНИКИ”.

Работы находятся в частных коллекциях в России, Украине, США, Израиле, Франции.
Постоянная экспозиция - в художественной галерее “Крафт-лавка ТУРКИЯ” (Коктебель).

Куратор выставки: Елена Юренева





РАБОТЫ С ВЫСТАВКИ

АДРЕС ГАЛЕРЕИ



Россия, г. Москва, 121069, улица Малая Молчановка, дом 8, строение 2
Выставка открыта ежедневно с 12 до 19 часов, выходные: воскресенье и понедельник
Телефон: +7-495-691-91-15






< ВЕРНУТЬСЯ В РАЗДЕЛ ПРОЕКТОВ 2013 ГОДА